Счастье и шахматы

Счастье и шахматы

В чем смысл жизни? По Аристотелю — в достижении счастья. А что есть счастье? Обретение гармонии. Гармонии с самим собою, с другими людьми, с окружающим миром. Личностная гармония имеет две стороны: физическую и умственную. Обе ипостаси индивидуум должен совершенствовать и развивать. Попросту говоря — тренировать.

Современный рынок услуг предлагает изобилие возможностей для повышения физического тонуса — тренажерные залы, фитнес-центры, йога студии, пилатес группы, плавательные бассейны, велосипедные и беговые дорожки, спортивные площадки, воркауты и прочее. И эта инфраструктура здорового образа жизни доступна практически всем. Где же совершенствовать интеллект? Главное, как?

Как тренировать интеллект?

Поставив вопрос всезнающей всемирной паутине, можно получить сотни статей. Однако, бегло просмотрев 3-5 любых источников типа «N способов эффективного развития интеллекта», непроизвольно напрашивается парадоксальный вывод. Виды «гимнастики для ума» можно пересчитать по пальцам. Их же качественный анализ существенно сужает область их применения. Например, популярная группа рекомендаций «запоминайте наизусть стихи» или «учите иностранные языки», безусловно, очень полезна для тренировки памяти. Но память — лишь один из многочисленных элементов интеллекта. Есть более важные навыки, которые надо постоянно развивать. К трудновыполнимым можно отнести и рекомендацию изучать математику и точные науки. Как практически воспользоваться этим советом взрослому человеку, особенно с гуманитарным складом ума?

Методом исключения в списке возможных интеллектуальных занятий останутся лишь логические игры. А в их ряду особое место занимают шахматы. Это не просто древнейшая стратегическая игра. Шахматы — ценнейшая модель, которой человечество во многом обязана технологическими прорывами.

Еще в 60-ых годах прошлого столетия американский математик Джон Маккарти сказал: «Шахматы – муха-дрозофила искусственного интеллекта». Родоначальник тогда казавшейся утопической науки имел на то основания. Ученые десятилетиями тренировали компьютерный мозг шахматными программами и совершенствовали алгоритмы, благодаря которым высокие технологии вошли во все сферы жизни. И ныне шахматы помогают тестировать новый виток искусственного интеллекта — нейронные сети. Причем успешно — «взращенную» на шахматах программу Alpha Zero относят к первому искусственному интеллекту.

Напрашивается вывод — если шахматы способны помочь искусственному разуму достичь совершенства, то и белковому организму они могут принести большую пользу, оттачивая не только технические, а и чисто человеческие навыки.

Их перечень весьма широк:

умение концентрироваться;

критическое, аналитическое, логическое и абстрактное мышление;

оценка ситуации, стратегическое планирование и расчет вариантов;

принятие решений в условиях ограниченного времени;

память.

Полезные свойства шахмат все больше и больше получают признание по всему миру. В 2012 году Европейский Парламент одобрил проект «Шахматы в школах» и поддержал его внедрение в странах Евросоюза. Сейчас более 50 стран активно используют программу именно в образовательных (а не спортивных) целях. Радикальнее всего поступила Армения, где с 2011 года шахматы являются обязательным предметом в начальных классах.

Учиться никогда не поздно

С молодым поколением ясно, а можно ли использовать полезные свойства шахмат в зрелом возрасте? Ведь среднестатистический гражданин скорее всего знает правила игры и не более. А шахматы сродни науке. Наработана объемная теория и огромный массив знаний, который изучается шахматистами в специализированных секциях на протяжении многих лет. Без основательных знаний игра в шахматы из тренировки интеллекта может превратиться в приятное, но малополезное времяпрепровождение где-нибудь в парке на скамейке. Так есть ли способ взрослому человеку активно (и, главное, с пользой для умственного развития) приобщиться к шахматам, не имея за плечами многолетнего багажа систематических занятий по теории шахмат?

Вопрос отнюдь не риторический. Не у всех даже ярых поклонников шахмат была возможность получить шахматное образование, а начинать грызть гранит шахматной науки, подобно первокласснику просто элементарно не хватает времени. Ряд шахматных теоретиков также озаботились проблемой найти шахматный философский камень — реальный практический инструмент, позволяющий мощно играть. Практически с нуля, без углубленных знаний предметной области.

В результате шахматы, да и многочисленные ценители игры, получили ряд интересных идей. Они вряд ли перевернут вспять понимание шахмат профессионалами, но пригодятся широкому кругу игроков, в том числе и для описанных выше целей.

Кратко рассмотрим самые известные концепции.

Метод Шашина

Подробно изложен петербургским мастером Александром Шашиным в книге «Ищу сильнейший ход». Увы, этот труд издан только на английском языке в США. Оригинальноеназвание «Best Play. A New Method For Discovering The Strongest Move».

Автор предлагает «универсальный метод поиска сильнейшего хода» в любой шахматной позиции. Для этого обучаемому следует освоить три алгоритма: атаки, равной игры и защиты, названных по именам великих чемпионов, соответственно, Таля, Капабланки и Петросяна. А чтобы определить каким алгоритмом воспользоваться в конкретной ситуации, следует вычислить всего пять количественных параметров. Для вычислений достаточно лишь знание элементарных арифметических операций.

Метод Чужакина

IT-специалист из Тулы Евгений Чужакин много лет посвятил созданию собственной оригинальной шахматной системы. Автор периодически издает книгу «Система Чужакина», когда накапливаются важные дополнения и коррективы его концепции.

Как воспользоваться системой? Изучить 17 базовых правил. Они позволят определить опасные элементы на шахматной доске. Изучить несколько методов использования опасных элементов. Затем воспользоваться алгоритмом выбора лучшего хода.

Как и в предыдущем случае, для освоения и применения системы требуются минимальные шахматные и арифметические знания.

Метод Бангиева

Советский, а ныне немецкий, шахматный мастер и тренер Александр Бангиев назвал свою теорию «Стратегия полей». Основа системы: определение ключевых полей шахматной позиции. Научившись вычислять их, игрок получает набор ходов, воздействующих на эти поля. Затем, используя определенные критерии, выбирается ход для игры.

Итак, подведем итог. Шахматы идеально подходят для развития интеллекта. В любом возрасте не поздно воспользоваться услугами этой мудрой игры для данной цели. Совсем не обязательно обладать высокой шахматной квалификацией. Главное помнить слова шахматного гения Бобби Фишера «Наш ум — это все, что мы имеем».


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *